Событие, о котором будет идти речь,  обратило внимание всего мира на достоинства применения радиолюбительской радиосвязи, и хотя бы поэтому заслуживает напоминания о себе.

            В мае  1928  г.  под  руководством  генерала  Нобиле на дирижабле "Италия" отправилась  научная  экспедиция  к  Северному  полюсу.   В гондоле огромного  баллона,  наполненного  газом,  находилось  более десяти учёных. На обратном пути,  всё ещё над просторами Арктики,  произошла утечка газа, и дирижабль рухнул на дрейфующую льдину.  Чудом уцелела   бортовая  радиостанция,  передающая  в  диапазоне коротких волн. Но эффективность  передачи  была малой из-за низкого расположения антенны. Официальные радиостанции мира,  работающие в режиме приёма, не смогли принять этот вызов.  Это их убедило, что дальнейшие поиски в связи с  катастрофой  являются  бессмысленными,  и  они  прекратили радиослежение. Раненный при катастрофе итальянский радист Джузеппе Бьяджи, скрючившись в крохотной палатке на дрейфующем льду, тщетно отстукивал «SOS». Мир не слышал его... 

Неожиданно слабенькая радиостанция получила подтверждение получения сигнала SOS. Он был услышан в затерянной в лесах костромской деревне Вознесенье-Вохма 22-летним Николаем Шмидтом, трактористом и киномехаником по должности и радистом-коротковолновиком по призванию.[3]  Действительно, 3    июня    1928   г.   радиолюбитель   принял странную радиограмму:    "Италия... Нобиле... Франц Иосиф... держу землю..." далее неразборчиво. Николай  даже  сумел  установить  географические  координаты местоположения катастрофы. Телеграммой, отправленной в долг из-за отсутствия денег, он известил Общество друзей радио СССР, те - Совнарком, он – правительство Италии. 

В спасении участвовали 18 судов и 21 самолет сопровождения из шести стран (СССР, Италии, Франции, Швеции, Hорвегии и Финляндии).  К месту  событий  двинулись  ледокол  "Красин",  ледокол  "Малыгин", гидрографическое судно  "Персей".  В  составе  экспедиции спасателей отправились радиолюбители -  коротковолновики  Александр   Кожевников, Георгий Добровольский,  Владислав  Гжибовский,  Иван Экштейн.  Они в тяжелейших условиях Арктики обеспечили надёжную радиосвязь.[15] Место падения "Италии" разыскал экипаж самолета Б.Г.Чухновского. Сам же ледокол "Красин", штурмуя суровые ледовые поля Северного Ледовитого океана, дошел до сплошных льдов и, потерпев аварию, вынужден был остановиться. Во время одного из долгих и опасных полетов экипаж Чухновского увидел первых двух аэронавтов. С большим трудом, исправив повреждения, "Красин" подошел к ледяным торосам, с которых и сняли троих обнаруженных. Hемногим позже на борт ледокола были подняты еще пять человек (включая радиста Дж. Биаджи)




Печать Источник Все публикации пользователя RFProject