Оговорюсь сразу: речь пойдет о планировании вовсе не каких-нибудь рекордных или экзотических QSO, а о “рутинных” связях на УКВ, которые характерны для “покатушек 4х4”, экспедиционной и поисково-спасательной деятельности местного масштаба.

Основная задача этого материала - показать доступные инструменты, которые позволят как можно реже попадать в ситуации “мертвого” отсутствия связи именно тогда, когда она больше всего нужна.

На всякий случай напомню: уж коль мы находимся на средне- (а то и сильно) лесистой “пересеченке” вне городской застройки, и не дай бог - при повышенной влажности, про всякие LPD, PMR и прочие UHF-радиостанции лучше забыть как малопригодные на дистанциях в километры. Исключение для таких радиосредств составит лишь горная местность, если радиотрассы не будут пролегать вдоль поверхностей склонов.

 

Возьмем в качестве примера для оперирования “виртуальными инструментами” радиопланирования среднепересеченную местность на интервале Можайск - Верея (запад Московской области; расстояние по шоссе между городами - 22 км). Предположим, на этом интервале нам понадобится оценить устойчивость УКВ-связи (пусть близ частоты 146 МГц, или 0,15 ГГц) в самих городах и вдоль дороги, их связывающей, с автомобильными радиостанциями (среднюю высоту их антенн примем 2м).

Какая первая возникает мысль по конфигурированию системы связи?

Правильно: установить стационарные радиостанции (диспетчерские по функции) в Можайске и Верее. Они наилучшим образом “закроют” сами города, а кого из мобильных операторов и где будут “слышать” на дороге - посмотрим. Заодно узнаем, позволит ли рельеф связываться этим двум городским “стационаркам” напрямую.

 

Помоделируем?

Заходим на ресурс https://www.linktest.ru и спускаемся к таблоиду, в котором мы будем задавать параметры точек и параметров расчета.

Для размещения стационарных станций можем просто воспользоваться гиперссылкой “Получить координаты с помощью Google maps”. Здесь есть нюанс: ввод точки осуществляется двойным кликом в рамке карты, и эта точка будет не там, где вы кликнули, а в центре рамки. Так что выбранное место нужно предварительно и с должным масштабом к центру рамки  “подтащить” (рис.1).

  

Пусть первой точкой будет станция в Верее, а вторая в Можайске.

После ввода точек в их табличных рамках нужно указать высоты подвеса антенн. Пусть в Верее это будет 15 метров, а в Можайске - 18 (скажем, небольшие мачты на строениях высотой 3...5 этажей; рис.2).

 

 

В правой табличной рамке параметров расчета ставим следующие маркеры и числа (рис.3).


 

  

Все данные ведены.

Какие же результаты мы можем получить?

 

Первый: возможность организации связи между “стационарками” в Можайске и Верее нажатием софт-кнопки “Построить профиль трассы”.

Примечание: Все элементы управления показаны внизу рис.3.

 

Видим, что это высоко вероятно (рис.4), т.к. прямая видимость будет нарушаться лишь верхним, относительно редким, ярусом леса (выше 8...10 м), что для УКВ-радиостанции с мощностью передачи 10 Вт (2...3 кат.) и с базовой всенаправленной антенной  усилением выше компенсации потерь в фидере - вполне “по зубам”. Эллипс показывает зону Френеля на рабочей частоте.

  

Если существует принципиальная возможность организации стационарных радиостанций (например, временных) в относительно произвольных местах, целесообразно наглядно увидеть профиль местности и определить места доминирующих высот в районе организации связи. Для этого жмем виртуальную кнопку “Построить карту высот” (рис.5).

  

Нажимая виртуальную кнопку “Построить зону покрытия” (с флажком “из обеих точек”), мы увидим “теоретическую” территорию покрытия связью с обеих стационарных станций для мобильных операторов с антенной на крыше автомобиля (высота ок.2 м). Желтое поле - покрытие можайской станции, зеленое - станции в Верее, красное - их обеих (рис.6).

  

Видим, что часть автодороги, проходящая через долину реки у населенного пункта Заречье, в расчетное покрытие не попадает. Поэтому, чтобы при необходимости иметь связь с операторами, находящимися в Заречье, на границе одной из зон покрытия близ этого населенного пункта понадобится дополнительный оператор как связующее звено.

И не забываем: “теоретическая” зона покрытия оперирует безлесной либо весьма редколесной территорией с сельскими населенными пунктами, строения которых считаются практически радиопрозрачными (к примеру, деревянные щитовые или брусовые). Во всех остальных случаях зона покрытия будет усечена. В  наибольшей степени - густым и особенно мокрым лесом или же достаточно высокими железобетонными строениями.

Оценить места наибольших потерь сигнала (из-за леса и не очень радиопрозрачных строений) при небольших высотах радиолуча над поверхностью земли можно нажав гиперссылку “Просмотреть трассу с помощью Google maps”, выбрав вид “Спутник” и достаточно крупный для рассмотрения строений масштаб (рис.7).

 

DIM




Печать Источник