Почему рация не работает на небольшом расстоянии?
Многим знакомы проблемы со связью на близкой дистанции в канале дальнобойщиков (в режиме АМ).
При небольшом расстоянии между машинами шумодав рации открывается, но голоса другого корреспондента вы практически не слышите. Или слышите очень тихо, и с большими искажениями. На жаргоне дальнобойщиков это явление называется "затык".

Существует распространённое заблуждение, что данного недостатка не имеют рации с ручкой регулировки чувствительности по приёму - RF Gain. Увы, это не так. Ручка RF Gain никак не спасает от “затыка”.

Источником проблем с "затыком" в режиме АМ является штатная схемотехника многих сиби радиостанций, содержащая защитную сборку кремниевых диодов на входе приемника, резко ограничивающую сигнал на уровне 0.65В.
Если обеспечить плавное ограничение напряжение сигнала на уровне близком к 0.65В, то эффекта затыка в режиме амплитудной модуляции не будет.

Решение проблемы с "затыком".
Нами разработан эффективный способ, полностью устраняющий “затык” в АМ. Метод настолько прост, что реализуется за 20 минут, при применении всего трёх деталей.

Основная идея доработки состоит в введении дополнительной цепочки из двух германиевых ВЧ диодов (пойдут например, Д9 с любой последней буквой), соединенных встречно-параллельно, и конденсатора ёмкостью 100...400 pF последовательно с ними. Данная цепь устанавливается между массой и входом приемника. Емкость конденсатора подбирается в зависимости от схемы входных цепей приёмника радиостанции.


 Собственно, вот и вся схема. Какой стороной подключать её к массе, не имеет значения.


Как сделать "антизатык" для почти любой рации.
Для доработки рации надо добавить в штатную схему нашу цепочку из 3 деталей. Как уже упоминалось, одним концом мы подключаемся к массе.
Теперь о том, как найти вторую точку подключения: рассмотрим на примере MJ 600 Turbo (MJ 600+, MJ 850). Ориентировочно с середины длинной цепочки согласования транзистора оконечного каскада передатчика с выходом, через маленький конденсатор отбирается сигнал на вход приёмника. После емкости стоят ещё два элемента: транзистор, который при переходе на передачу замыкает вход приёмника, и диодная сборка в таком же корпусе, как и транзистор, которая дополнительно защищает вход приёмника. Как я уже писал, затыком мы обязаны именно последней. Дальше сигнал поступает через ещё один конденсатор на ногу (одну из пяти) первого контура приёмника.

Вот так выглядит “антизатык” для Megajet MJ-600 Turbo

Входной контур приёмника находится под положительным потенциалом. Именно для того, чтобы развязать цепь по постоянному току, применён конденсатор, имеющий на рабочей частоте радиостанции вполне определённое реактивное сопротивление. Можно было бы установить эту цепь, или же аналогичную, заменив конденсатор обычным резистором сопротивлением 10-30 Ом, параллельно кремниевой диодной сборке на входе приёмника, но это довольно неудобно чисто механически. Поэтому более целесообразно реализовать “антизатык” как показано на фотографии.

В результате на слабом сигнале закрыты и диоды кремниевой защитной сборки и диоды “антизатыка”. Цепь никак не влияет на входной сигнал. По мере роста напряжения на входе приёмника до значения 0,2-0,3 вольта германиевые диоды “антизатыка” открываются, и реактивное сопротивление конденсатора введённой нами цепи начинает шунтировать вход приёмника.

В результате мы имеем мягкое ограничение входного сигнала приёмника, и кремниевая защитная сборка не ограничивает сигнал жёстко, срезая модуляцию.

Вот ещё примеры реализации:

“антизатык” для Megajet-850

...и Megajet 600+


 

 

После доработки рации плату в месте пайки замыть от флюса и сверху на подпаянные детали капнуть клея Момент, чтобы не болтались от вибрации.

Данную методику можно считать практически универсальной для подавляющего большинства радиостанций гражданского диапазона.




Печать Источник