Беспилотная авиация в США готовится к очередному технологическому рывку.
Военно-воздушные силы США в недалеком будущем станут использовать схему для разработки и поставки в войска беспилотных летательных аппаратов, которая будет существенно отличаться от предыдущей. Раньше американские разработчики делали акцент на, собственно, платформу и датчики. Теперь гораздо больше внимания будет уделяться информации, которую собирает БЛА, и тому, каким образом она анализируется и распределяется между конечными потребителями. До сих пор высокопоставленные представители ВВС США, как правило, не делились информацией по поводу облика перспективных американских БЛА. Такая ситуация была характерна для предыдущего десятилетия, начиная с отмены программы MQ-X, отмечает издание «Defense News».

Однако за последние три-четыре года ситуация изменилась.
«Мы начинаем ориентироваться не на датчик, размещенный на той или иной платформе, мы начинаем ориентироваться на данные и решать — это необходимая нам по формату и объему информация для последующей работы, или у нас должны быть различные датчики на тех или иных платформах?»
— заявил заместитель начальника штаба разведки, предупреждения и наблюдения Кеннет Брэй. Он добавил, что сейчас предстоит найти однозначный ответ на вопрос, какие платформы более уместны в плане получения необходимой информации, и от этого будет зависеть дальнейшее развитие БЛА.
В течение последнего десятилетия Военно-воздушные силы США неоднократно анализировали, как наилучшим образом получать разведывательные данные от самых разнообразных источников — космических аппаратов орбитальной группировки, пилотируемой авиации и БЛА.


Рассматривался вопрос получения информации разведывательного характера даже из социальных сетей.
Брэй подчеркнул, что его департамент делает ставку на БЛА как инструмент для получения разведданных. Основная часть усилий, по его словам, направляется на слияние аналитики «Больших данных» («Big Data» — это различные инструменты, подходы и методы обработки как структурированных, так и неструктурированных данных для того, чтобы их использовать для конкретных задач и целей), автоматизации обработки информации со службой разведки, предупреждения и наблюдения.
Иными словами, осуществляется поиск ответов на вопросы, как использовать эту технологию так, чтобы операторы беспилотных платформ могли быстрее принимать решения и отправлять необходимую информацию разведывательному сообществу. Это потребует существенных изменений у разработчиков вооружения и на предприятиях военной промышленности США, которые сегодня классифицируют летательные аппараты в соответствии с ранее принятыми (и, согласно некоторым мнениям, уже устаревшими) приоритетами, полагают американские аналитики.
На первых этапах боевого применения БЛА Военно-воздушные силы США широко использовали беспилотный летательный аппарат MQ-1 «Predator» («Хищник»), созданный фирмой «General Atomics». «Он был порожден от идеала, при котором на первом месте стояли сбор и обработка ценных данных,
— сказал Брэй, — С этим БЛА мы знали точно, какие данные можем получить. При этом мы не создали лучший в мире датчик, но мы создали весьма специфический датчик, установленный на этом аппарате, чтобы получить именно то, что мы запланировали, в основном видеоинформацию».
Когда MQ-1 «Predator» перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям, Военно-воздушные силы США перешли к более продвинутому аппарату — БЛА MQ-9 «Reaper» («Жнец»), очередной версии боевого беспилотника, который мог совершать более длительные полеты, имел лучшие датчики и нес больше оружия. Этот опыт ясно показал, что в ряде случаев можно использовать относительно недорогие технологии, которые являются весьма эффективными при выполнении вполне определенных задач. «Это похоже на приобретение нужного инструмента в хозяйственном магазине. Когда вам требуется молоток, вы не используете отвертку. Подчас требуется изготовить новый инструмент, которого у вас нет, чтобы решить поставленную задачу», — провел аналогию Брэй.

Состоящие на вооружении ВВС США в настоящее время БЛА являются по своей сути дистанционно управляемыми с помощью операторов летательными аппаратами. Они фактически оптимизированы для ударов по вооруженным формированиям партизанского типа, если нет организованной и эффективной противовоздушной обороны. Кеннет Брэй отметил, что «Reaper» и «Global Hawk» еще длительное время будут вполне соответствовать всем предъявляемым к ним требованиям в условиях ведения боевых действий низкой напряженности.
Однако такая ситуация, по оценкам американских экспертов, не сможет продолжаться вечно.
Рано или поздно для сбора информации беспилотным летательным аппаратам придется действовать над территорией противника, хорошо прикрытой высокотехнологичными средствами ПВО.
«Я не могу на данном этапе вдаваться в детали облика и характеристик БЛА, которые придут на замену «Reaper» и «Global Hawk», — сказал Брэй, отметив, что американские ВВС сегодня работают над проектами, которые позволят эту ситуацию исправить.
Тактико-технические характеристики будущих БЛА будут в первую очередь определяться технологическим возможностями вероятного противника, дал понять Брэй. Ранее Военно-воздушные силы США выяснили, как не спускать глаз с «плохих парней, находящихся на поле боя». Теперь ВВС начинают думать о комплексном сочетании платформ и датчиков, в которых они больше всего нуждаются на современном этапе развития беспилотной авиации. Однако подобный подход подразумевает не только боевое применение БЛА или пилотируемых стратегических разведчиков типа U-2, но и объединение возможностей космических и кибердоменов на основе искусственного интеллекта, подчеркнул Брэй.
«Это будет означать значительно большее использование искусственного интеллекта и автоматизации обработки информации.
Вопрос о разрешении БЛА самостоятельно применять оружие сегодня не стоит.
Суть в другом — с помощью использования алгоритмов помочь пользователям выбирать необходимые детали от собираемой информации или определять тенденции. Это может помочь операторам выяснять не только, что они видят, но и почему это там находится и что это собирается сделать», — сказал Брэй.
«Вооруженные силы Соединенных Штатов сейчас обладают весьма широким выбором доступных, базирующихся на различных беспилотных авиационных платформах систем разведки: как видовой, в том числе в видимом и тепловом диапазонах, так и радиоэлектронной, в том числе радиотехнической», — пояснил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

По словам эксперта, все эти системы разведки, в свою очередь, генерируют весьма существенный информационный трафик. Поскольку разнообразные системы БЛА и всевозможные датчики, используемые на них, весьма динамично эволюционируют, объемы получаемых данных в перспективе будут резко возрастать.
Современная ситуация в сфере боевого применения БЛА, полагает Федутинов, может быть описана следующим образом.
Во-первых, действия беспилотных средств разного класса в группе с пилотируемыми дают существенные преимущества. Это касается улучшения ситуационной осведомленности, а, кроме того, снижает риск для экипажей.
Во-вторых, для решения тех задач (за исключением ударных), которые еще несколько лет назад требовали привлечения достаточно тяжелых систем БЛА, сегодня достаточно применения систем и аппаратов меньшего класса. В-третьих, стайное применение множества недорогих БЛА может оказаться в ряде случаев более эффективным, чем применение единичных тяжелых аппаратов. Противник в данном случае может столкнуться с ситуацией, когда средства защиты от подобных систем будут существенно дороже, чем, собственно, сами «беспилотники».
На этом фоне, считает Денис Федутинов, методы работы с информацией действительно выходят вперед. Необходимо концептуально переосмыслить то, каким образом должен происходить процесс получения, передачи, обработки развединформации, а также выработки решений по ее итогам. В первую очередь требуется исключить «узкие места» путем максимальной автоматизации обработки данных.
Кроме того, считает главный редактор журнала «Беспилотная авиация», на основе искусственного интеллекта предстоит проработать взаимодействие разнотипных и разноклассовых беспилотных аппаратов в группе таким образом, чтобы можно было изменять их конфигурацию в зависимости от изменения исходных условий. Пока это существует, в основном, в виде экспериментов. «Подобная проблематика в настоящая время активно осваивается американской промышленностью и в недалеком будущем найдет самое широкое применение в вооруженных силах США», — считает Денис Федутинов.

По мнению эксперта, российские военные пока даже близко не имеют того опыта, который есть у их американских коллег. И в настоящее время многие работы, связанные с тематикой БЛА, по-прежнему не носят в России системного характера.
Понимание важности тех задач, которые сегодня ставят перед собой и перед разработчиками американские заказчики, придет к российским военным спустя несколько лет активной эксплуатации в войсках создаваемых сегодня отечественных систем БЛА, полагает главный редактор журнала «Беспилотная авиация». По мнению Дениса Федутинова, российской беспилотной авиации необходимо самостоятельно и последовательно пройти через определенные эволюционные этапы в создании и совершенствовании БЛА. Перепрыгивать через них — достаточно сложно, а подчас и невозможно, убежден эксперт.
Михаил Ходаренок



Печать Источник