Siemens: немецкие корни и «русская ветвь»

0 533
0

Siemens: немецкие корни и «русская ветвь» 

К началу «нулевых» годов, когда мобильная GSM-связь стала массово доступна, несколько лет подряд «пальму первенства» по продажам держали недорогие и неприхотливые мобильные «Семёны», прозвище которых происходило от наименования известной немецкой корпорации  Siemens, имевшей и давнюю отечественную ветвь развития.

Достаточно сказать, что один из братьев-основателей компании был известен как... Карл Федорович Сименс (1829-1906), подданный Российской Империи, получивший от Николая II за заслуги перед Отечеством титул российского дворянина.

Углубимся в Историю и проследим «русский след» компании в хронологическом порядке.

 

Все началось в далеком 1853 году, когда в Санкт-Петербург прибыл немецкий предприниматель Вернер Сименс на предмет переговоров о прокладке новшества того времени - телеграфных сетей - мгновенно оценив территориальную необъятность России как эльдорадо для развития электрических телекоммуникаций.

Siemens: немецкие корни и «русская ветвь»

  

Получив добро, он направил в Петербург своего брата, Карла Сименса, который в том же 1853 году проложил первые отечественные телеграфные линии Санкт-Петербург - Кронштадт и Зимний дворец - Гатчина, заодно основав мастерские по ремонту электротехнических изделий, выпускавшихся берлинским предприятием «Siemens & Halske».А уже через два года в городе на Неве был создан российский завод «Сименс и Гальске» полного цикла по производству телеграфного оборудования. В 1859 году, понимая, что этот завод и будет главным детищем всей его жизни, Карл Сименс принял российское подданство.

Одна интересная деталь: в России предприятие «Сименс и Гальске» получила право для своих служащих носить особую, корпоративную, униформу. По этому случаю примечательны слова Вернера Сименса: «...последнее было совершенно необходимо для успешного исполнения возложенных на нас в России задач, где публике импонирует только мундир».

Помимо телеграфного, Карл Сименс к 80-м годам XIX века построил еще один завод, усмотрев в России и безграничные возможности для развития буквально любой электротехники: от аппаратуры электрического освещения до производства динамомашин (мощностью до 2 мегаватт!) и электродвигателей, которые тут же нашли применение в зарождающемся электротранспорте, «первой ласточкой» которого был трамвай.

Между прочим, железнодорожная сигнализация тоже ведет свой род от заводов Карла Сименса.

 

Любопытно, что прочно обосновавшаяся в 1897 году в Санкт-Петербурге шведская фирма «LM Ericsson» (да-да, нынешний телекоммуникационный «монстр» Ericsson), которая занималась телефонизацией всей России (причем российский филиал превосходил по объему выпуска продукции шведскую «материнскую» компанию!), тоже имеет отношение к Сименсам. Дело в том, что основатель фирмы, Ларс Магнус Эрикссон, обучаясь разработке слаботочной техники, около года проработал чертежником и конструктором в берлинской «Siemens & Halske».

Siemens: немецкие корни и «русская ветвь»

  

ДеятельностьSiemens в России в области радиосвязи началась в 1904 году. Заключив договор с Александром Поповым и немецкой фирмой Telefunken (кстати, совместное «радиотехническое» детище корпораций Siemens и AEG с 1903-го года), компания приступила к созданию радиотелеграфной техники. Дело пошло настолько успешно, что к началу Первой Мировой войны в России было создано несколько сотен морских, береговых и армейских полевых радиостанций.

В числе произведенной «Сименс и Гальске» в эти годы радиотехники были, в частности, искровые передатчики для российского военного флота, а также ледоколов Главного гидрографического управления «Таймыр» и «Вайгач».

Во время Первой Мировой войны питерский «Сименс и Гальске» развил сектор производства переносных ранцевых и даже аэропланных радиостанций.

Примечательно, что лишь к 1916-му году император Николай II усмотрел «ненормальность» в том, что основными акционерами предприятия были представители враждующего государства: Германии, и распорядился «призакрыть» завод с 35%-ной его национализацией.

Но предприятие, оснащенное первоклассной техникой, устояло даже после революции 1917 года. По личному вмешательству В.И.Ленина, он был включен в список всего 10 (!) ключевых предприятий Советской России, а во время НЭПа стал ведущим предприятием в области электро-радиосвязи под названием «Завод им.Козицкого». В нем же была организована Центральная радиолаборатория (знаменитая ЦРЛ), в которой до Великой Отечественной войны было разработано огромное количество опытных и серийных радиоприемников и радиостанций.

Siemens: немецкие корни и «русская ветвь»

 

Э.Кренкель (RAEM) тоже пользовался продукцией «Завода им.Козицкого»: приемником КУБ-4, работавшим в ледовом лагере после гибели парохода «Челюскин» (1934 г.).

Кстати, именно по проектам ЦРЛ в конце 20-х годов были выполнены мощные КВ-передатчики для московского радиоузла и трансконтинентальной радиолинии Москва - Нью-Йорк, и именно в ЦРЛ начали проводиться первые разработки (1931) приемо-передающей техники в УКВ-диапазоне.

Siemens: немецкие корни и «русская ветвь»

 

 

Последнее же «связующее звено» между ленинградским «Заводом им.Козицкого» и Акционерным обществом «Сименс и Гальске» -  Э.Битенэк, главный инженер с «сименсовских» времен - попал под репрессии 1938-39 г.г.

 

DIM


Источник | Опубликовал: DIM


и поделитесь с друзьями в соц сетях:


Добавить комментарий

Похожие новости