Из истории создания бистатических радиообнаружителей

0 432
+3

В серии экспериментов с радиосвязью, А.С.Попов еще в 1897 году сделал весьма важное открытие, упущенное другими исследователями. Он обнаружил «нерадиопрозрачность» цельнометаллических кораблей, пересекающих радиолуч между неподвижными передатчиком и удаленным от него приемником (это и есть бистатическая, т.е. двухточечная конфигурация канала, если рассматривать его с позиций радиолокации, где привычней моностатическая схема: с одной точкой и передачи, и приема в ней же отраженного луча).

Схема экспериментов была такой: радиопередатчик был установлен на верхнем мостике неподвижного транспортного судна «Европа», а радиоприёмник располагался на крейсере «Африка». В отчёте комиссии, назначенной для анализа этих экспериментов, Попов писал следующее:

«Наблюдалось ... влияние промежуточного судна. Так, во время опытов между «Европой» и «Африкой» попадал крейсер «Лейтенант Ильин», и если это случалось, ... то взаимодействие приборов прекращалось, пока суда не сходили с одной прямой линии».

Лишь в сентябре 1922 г. два экспериментатора из военно-морского флота США Хойт Тейлор и Лео Янг обнаружили то же, что и Попов, при проведении опытов по радиосвязи через реку Потомак. Во время экспериментов по реке прошел корабль, и связь на время его прохождения поперек канала связи - прервалась.

А в 1930 году моряк ВМФ США Лоренс Э. Хайленд обнаружил похожий эффект, но уже с «воздушным судном»: когда между передающей и удаленной приемной антеннами пролетал самолет, радиосигнал на приеме сильно искажался. Хайленд предложил использовать это для предупреждения о приближении вражеских самолетов. Пожалуй, именно с этого и началась эпоха развития всех мыслимых систем авиационного радиообнаружения.

Из истории создания бистатических радиообнаружителей

 

Из истории создания бистатических радиообнаружителей

 

В СССР работы по созданию радиообнаружителей были сконцентрированы в Научном исследовательско-испытательном институте связи Красной Армии (НИИС КА).

Причем главной разработкой института в 1936 году под руководством одного из пионеров советской радиолокации П.К. Ощепкова стали не привычные ныне радары кругового обзора (хотя уже тогда и были созданы их прототипы), а...  система радиообнаружения линейного типа для охраны государственных границ "Ревень" (РУС-1).

В основу системы была положена разработка Ленинградского электрофизического института (ЛЭФИ), испытанная еще в 1934 году, и по сути - основанная на описанных выше открытиях Попова и Хайленда.

 

Система состояла из одной передающей автомобильной станции и пары приемных, которые должны были располагаться на удалении 30-40 км от передающей. Передающая станция создавала в стороны приемных непрерывное направленное излучение, при пересечении которого самолеты обнаруживались приемными станциями по биениям прямого и отраженного сигналов.

В 1937-1938 годах система прошла успешные испытания, и НИИС КА получил заказ на изготовление первой партии комплектов оборудования "Ревень". В сентябре 1939 года система была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС-1, а первое ее практическое применение произошло в ходе советско-финской войны зимой 1940-го года, когда станции были установлены для организации ПВО Ленинграда.  Также несколько десятков комплексов были размещены вдоль границ в Закавказье и на Дальнем Востоке, где в те времена тоже было «неспокойно». 

 

Пожалуй, именно система РУС-1 стала родоначальником разработанных впоследствии отечественных систем бистатической радиолокации, оперирующих одним «радиопрожектором» для «подсветки» цели и двумя разнесенными узконаправленными приемными станциями (но - уже с вращающимися антеннами), позволяющими получить пеленг на цель в трехмерном пространстве.

 

DIM


Источник | Опубликовал: DIM


и поделитесь с друзьями в соц сетях:


Добавить комментарий

Похожие новости