Радиопираты

0 579
0

РадиопиратыПожилой англичанин, покачиваясь в кресле, настраивает радиоприёмник на хорошо знакомую волну, на которой должна передаваться новая театральная постановка. Но что это? Дробь барабанов, завывание саксофонов... "На бензине компании "Шэлл" вы обгоните время!" - выкрикивает молодой энергичный голос. "Набейте вашу трубку табаком марки "Империэл Тэбеко" и вы почувствуете вкус сладкой жизни!" - вторит ему другой.
Семисоттонный пароход "Каролина" называли не иначе, как "золотоносной жилой", плавучим "золотым прииском". Бывшее пассажирское судно, оборудованное мощными радиопередатчиками, стало базой радиопиратов. В этой роли "Каролина" преуспевала. Годовой бизнес от старой "калоши" достигал баснословной цифры - 500 000 фунтов стерлингов. Ни один из судовладельцев, чьи лайнеры курсируют на самой оживлённой  в мире трансатлантической пассажирской линии между Европой и Америкой, не может рассчитывать на такую прибыль...

Корабли-радиопираты появились на морях относительно недавно. Впервые их позывные зазвучали в приморских городах Бельгии, Голландии и Англии в начале 1960 года. Они нарушали трансляцию обычных радиопрограмм, "отбивая" слушателей у крупнейших частных и правительственных радиовещательных станций, в том числе у Би-Би-Си.

К великому возмущению радиокомпаний изрядная часть дохода от рекламных передач оказалась в сейфах радиопиратов.
С тех пор радиопиратство стало на Западе прибыльным занятием.

Современному пирату не требуются ни быстроходные корабли, ни грозные пушки. Он обходится тихоходным судёнышком, всё "вооружение" которого состоит из радиопередатчиков, набора пластинок и роликов магнитофонных лент с записью развлекательной музыки. Свои жертвы радиопират "обстреливает" рёвом джаза и рекламными передачами различных фирм, преимущественно американских. Чтобы успешнее воздействовать на различные круги слушателей, эти "вольные сыны эфира" передают и последние известия, и даже специальные передачи для домохозяек. А в своё время пиратская радиостанция "Рэйдио-Сити", находясь в устье Темзы, передавала ежедневную программу под названием "В побеге"...  для беглецов из английских тюрем.

Предки нынешних пиратов вывешивали на корабле чёрный флаг и рыскали по океанам в погоне за купеческими судами. У их потомков иные повадки. Обычно радиопират подходит к кромке территориальных вод, становится на якорь и приступает к действию. Здесь, в экстерриториальных водах он в безопасности. Подставной флаг оберегает его от визитов местной полиции.

Ликвидировать пиратские радиостанции не просто. Радиопираты располагают крупными денежными суммами, позволяющими им откупаться.

В 1963-1966 годах радиопираты росли как грибы. Станции назывались "Эллен", "Лаки Стар", "Вероника", "Каролина". Среди них "Каролина" по своей популярности занимала, пожалуй, первое место. Её передачи в Англии и в Ирландии слушало более 7 миллионов человек. Только 6 минут ежедневно выделялось на передачу рекламы, однако стоимость одной такой минуты была  в сто раз больше обычной.

На мачте "Каролины" развевался панамский флаг. Действительными же её хозяевами были западные бизнесмены.

Нельзя сказать, чтобы английские власти не пытались бороться с радиопиратами. Предпринимались попытки ликвидировать и "Каролину". Но все они были малоэффективны. Неоднократно вопрос о радиопиратах ставился в парламентских комиссиях. И каждый раз у разбойников эфира появлялись защитники, которые поднимали крик об "угрозе свободному предпринимательству". В обширном своде английских законов так и не смогли найти юридическую основу, дающую право властям эффективно бороться с пиратами.

Наконец в 1967 году на Британских островах вступил в силу закон, направленный против пиратских радиостанций. Карами, вплоть до тюремного заключения сроком на 2 года, грозят всем тем, кто будет участвовать в радиопиратстве, которое представляет собой большую угрозу судоходству. Главное почтовое управление Англии полно жалоб о помехах в эфире, которые создаются пиратскими радиостанциями во время подачи кораблями сигналов SOS. В периоды молчания, когда можно передавать только призывы о помощи, пираты эфира не прекращают работы, атакуя английские города потоком рекламных объявлений и развлекательной музыки.

Однако, новый закон пока тоже мало помогает. Пиратские радиостанции не замолкают.

Властям удалось ликвидировать пока лишь несколько пиратских радиостанций, которые располагались в старых, заброшенных фортах. Что касается радиопиратских судов, то они просто ушли дальше от берегов в открытое море.

Правда с радиоразбойниками иногда расправляется само море. Не выдержала ударов волн плавучая радиостанция у берегов Швеции. Получив повреждения, судно было вынуждено зайти в территориальные воды, где власти наложили на него арест.

Море заставило взывать о помощи и "Каролину". Сильный шторм, разразившийся в Ирландском море, сорвал её с места и понёс к берегу. С борта пиратского судна прозвучал SOS. Но было поздно. Волны выбросили пирата на берег.

Но как и прежде в эфире звучит музыка многих других пиратских радиостанций, в том числе наиболее популярных сейчас в Англии "Рэйдио Каролина Норд", и "Рэйдио Каролина Зюйд". Эти станции уже имеют в своём портфеле заказы на рекламные передачи на крупную сумму в 300 000 фунтов стерлингов.

Борьба с пиратскими радиостанциями продолжается. Обе стороны - правительство и радиопираты - готовятся к новым сражениям. Надо ожидать, что для английской администрации оно будет не из лёгких. Ведь за спиной разбойников эфира стоит могущественный бизнес, не брезгующий для своей наживы никакими средствами.
 
Автор: Д. Эйдельман

Источник публикации: ж. Радио, 1968, № 3, с. 62.
 


Источник | Опубликовал: dodonych


и поделитесь с друзьями в соц сетях:


Добавить комментарий

Похожие новости