Не мудрствуя лукаво и не читая обзоров торговых организаций, зачастую предлагающих микротелефонные гарнитуры и тангенты, якобы совместимые с радиостанциями, внешние связи которых иной раз различаются как день и ночь, автор решил разобраться в вопросе исходя из «железа». А именно – проштудировав схемотехнику множества портативных радиостанций.


 


Вот что из этого получилось.


 


Vertex/Yaesu в массе используют четырехконтактный 3,5 мм коаксиальный разъем. Использование его наверняка шире, чем количество марок раций на рисунке, ибо только на эти марки радиостанций автору удалось раздобыть схемы. По крайней мере, тенденция некоей стандартизации – очевидна.


 




Она еще очевидней у Kenwood, поскольку огромное количество и «китаенвудов» в том числе (якобы под своими брендами: ну отличите Baofeng UV-5 от Kenwood TK-F8!), и даже для последних марок СиБишек от «Беркута» указывают: «совместимы с гарнитурами Kenwood», имея ввиду «классическую» схему, показанную ниже. Она у Kenwood – не единственная в принципе, но единственная, ставшая де-факто стандартом.



 


LPD/PMR-рации от Midland в аспекте использования гарнитур тоже достаточно стандартизованы. «Классическая» схема двухразъемной гарнитуры представлена на рисунке. Она включает красную перемычку, обозначенную как «Х». Однако лучше, если ее не окажется. Работоспособность от этого не исчезнет, зато будут абсолютно безразличны изыски разработчиков, имеющих тенденцию в последнее время применять балансные схемы УНЧ на противофазно работающих в одном чипе усилителей, имеющих выходы на один общий динамик. Такие усилители  меньше нагружаются в режиме значительной акустической мощности, и оттого имеют больший рабочий ресурс.


 


Заострим на таких усилителях отдельное внимание.


Дело в том, что применяются балансные схемы двух построений: с разделительными конденсаторами на выходах и без таковых.


«Конденсаторная» схема (1)  не боится соединения одного контакта с общим проводом при подключении гарнитуры: просто один из пары усилителей окажется отключен от нагрузки, а динамик гарнитуры будет работать от другого. Подобная схема характерна, например, некоторым современным «Мидландам».


«Бесконденсаторная» же схема (2), при случайном присоединении гарнитуры с наличием общего провода в цепи динамика, закоротит выход второго усилителя, выведя его из стороя. Эта схема встречается у «Векторов».


 


Особняком стоит гарнитура к СиБишке Alan-42, ибо ей наиболее часто (учитывая, что Alan и Midland – это один и тот же производитель) приписывают возможность работы с гарнитурами Midlandдля раций, отмеченных выше.


Не будет она с ними работать!!!


По той простой причине, что LPD/PMR-рации Midland если не все, то почти все имеют VOX, а это просто обязывает микрофон всегданаходиться в неразомкнутой цепи.


Alan-42 не имеет VOX-процессинга, и поэтому микрофон «чужой», «LPD-шной» гарнитуры от Midland будет всегда держать станцию включенной на передачу, но передавать только тогда, когда еще будет нажата и PTT. «Правильная» гарнитура для Alan-42 показана на рисунке: она попросту повторяет отключаемую при установке гарнитуры микрофонную цепь самой рации.


  




 


Хуже всего дело обстоит с «Векторами». Конечно же, меня больше всего интересовал Vector VT-44 Military. Схема-то на него нашлась, да вот только – нигде ни слова о том, как организуется PTT с внешней гарнитуры. Фокус в том, что в самой рации – это отдельная, ни с чем более не соединяемая цепь от контакта контроллера с ключеванием на общий провод.


Так что представляемая ниже схема требует проверки, хотя для некоторых «Векторов» 44-й серии она указывается такой или достаточно аналогичной, ключующей через резистор указанных номиналов контакт программирования.


  

 


Специально для Московского УКВ портала




DIM




Печать Источник