Антенны – на свалку: войсковые связисты становятся невидимыми

2 1698
+1

Антенны – на свалку: войсковые связисты становятся невидимымиРоссийские специалисты Военной академии Связи разработали абсолютно новую, малогабаритную антенну – ее замаскировали под крышей автомобиля и сделали невидимой для посторонних глаз. При этом все возможности связи удалось сохранить.

В туннелях, под мостами и под крышей

Одной из главных задач развития войск связи сегодня является создание средств связи скрытного управления военными подразделениями. Автомобили, оборудованные самыми современными передатчиками информации, должны мало или совсем не отличаться от обычных машин, перевозящих обмундирование, продовольствие или личный состав.

Решение этой задачи было найдено специалистами Военной академии Связи им. С.М. Буденного. Найденные решения являются самой перспективной разработкой в области связи, поэтому некоторые элементы новой аппаратуры относятся к строго засекреченной информации.

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о новейших разработках в области построения бортовых антенн, обеспечивающих, в совокупности с другими элементами коротковолновых радиолиний, скрытность передачи информации рассказал начальник Бюро изобретательства Военной академии связи Владимир Чернолес.

«Находящиеся, как говорится, на «боевом посту» узлы связи имеют антенны высотой 15 метров и размахом «плеч» до 40 метров непосредственно у аппаратной радиостанции. Они эффективны, но крупногабаритны, но самое главное – они обеспечивают работу радиостанции только на стоянке. Перед нами была поставлена задача – создать абсолютно новую, малогабаритную антенну», — говорит военный изобретатель.

Замаскировать машину, увешанную антеннами не так просто, кроме того, на это нужно дополнительное время. Все это делает существующие узлы военной связи достаточно уязвимыми для потенциального противника.

Антенны – на свалку: войсковые связисты становятся невидимыми

«Наш узел связи вообще не нуждается в наружных антеннах, поэтому автомобиль, оснащенный нашими антеннами, может спокойно передвигаться и в туннелях и под мостами. Такого прорыва, мы даже сами от себя не ожидали. Тут сработал такой фактор – «все новое – это хорошо забытое старое»! Мы сидели, думали-думали, и вспомнили, что лет 30 назад сделали, можно так сказать, аналог, только для самолета», — утверждает Владимир Чернолес.

Трудность задачи переделать антенну заключалась в том, что ослабление излученной волны в воздушном пространстве практически не происходит, кроме этого, в авиационном варианте отсутствовала проблема нагревания элементов конструкции антенны.

«Нашу антенну следует отнести к новому классу бортовых антенн, устанавливаемых на подвижных объектах. Их приемлемая эффективность может быть достигнута включением в общую систему излучения корпуса объекта за счет промежуточного возбудителя, установленного в подкрышевом пространстве объекта, т.е. под крышей автомобиля. Таким образом, весь кузов автомобиля становится антенной», — говорит Чернолес.

Изобретенная в Военной академии Связи подкрышевая антенна в значительной степени увеличивает энергетику канала радиосвязи. Российским ученым удалось в значительной мере управлять положением пучности тока, что позволило эффективно использовать новую антенну в двух вариантах.

Антенны – на свалку: войсковые связисты становятся невидимыми

«Наша антенна способна работать с земной волной – это первый вариант. Второй вариант – работа через ионосферу, и эта задача тоже решается. На случай работы с поверхностной волной, антенна оснащается дополнительными выдвижными панелями. А во втором варианте промежуточный возбудитель антенны выполнен в виде двух рамок, закамуфлированных по бокам автомобиля», — уточняет начальник Бюро изобретений ВА Связи.

Ученым удалось добиться того, чтобы с помощью такого возбудителя «заработал» сам корпус. Корпус с помощью трансформаторной связи возбуждается промежуточным элементом, установленным в экранированном подкрышевом пространстве автомобиля.

Не размер имеет значение

«Размеры у нашей антенны, действительно, незначительные, но «удовольствие» это недешевое. Для снижения тепловых потерь элементы настройки выполняют из высокодобротных конденсаторов (посеребренные или позолоченные)» — говорит Владимир Чернолес.

Стоимость производства подобных узлов связи определяет направление использования подкрышевой антенны, — это штучный товар. И он, по словам изобретателя, не предназначен для массового производства.

«Это перспективная разработка. Представляете, едет себе с виду совершенно обычный автомобиль и распространяет сигнал на тысячи километров? То, что мы сделали кузов активной антенной, совершенно не влияет на здоровье пассажиров. К тому же вся аппаратная экранирована, включая радионепрозрачные стекла», — рассказывает изобретатель.

 

Игрушечные машинки на службе Родине

Перспективная разработка академии Связи проходила первые испытания на макете, созданном на базе обычной детской игрушки.

«В качестве экспериментальной модели мы использовали обычную детскую игрушку, — модель грузового автомобиля, чуть меньше метра длиной. Мы оснастили его нашей антенной, и когда показали ее в работе военным, то никаких замечаний или вопросов у них не возникло, — все работало, и работало отлично», — рассказывает Чернолес.

Изобретатель утверждает, что впереди – проведение эксперимента уже на настоящем грузовике.

«Зарубежных аналогов нашей российской подкрышевой антенны не существует, или они не зарегистрированы официально. Вопрос оснащения наших Вооруженных сил подобной техникой, — это вопрос времени, конечно. Может, на это потребуется два года, может три. Ведь с беспилотником «Орланом-10» как было? Эта разработка начиналась еще 30 лет назад, но тогда посчитали, что это никому не нужно… Но мы уверены, что наше изобретение такая участь не постигнет», — заключает ученый.

 

Автор: Олег Горюнов
Фото: Министерство обороны России

 



Источник | Опубликовал: RD3AVG


и поделитесь с друзьями в соц сетях:


Комментарии (2)

  1. EW1SW
    Репутация: (2|2|0)

    Физику теории антенн обмануть не удастся...
    Все эти "новые" антенны скрытого размещения расплачиваются своим КПД, который находится на уровне КПД паровоза.
    Есть ещё один неприятный момент - сильнейшее ближнее электромагнитное поле этих антенн, в котором находится обслуживающий персонал, т.к. низкий КПД этих антенн компенсируют повышением мощности передатчиков.

  2. Vlad_A_K
    Репутация: (0|0|0)

    Да, прогресс. Еще в 90-е был интерес постройки СВ р/ станций и антенн на этот диапазон, появлялась инфо об антенне *Кузов автомобиля ...* и что???. В качестве эксперимента использовал ВАЗ-2101, а в итоге сделал штырь, а кузов использовал как противовес . Вояки работают на НЧ диапазонах, а там работают только направленные ( очень больших размеров) и антенны которые имеют большую высоту подвеса, да и размеры антенны соответственно.Это при условии того, чтобы трасса была более  1000 км. Порой зенитные антенны, которые установлены на кунге для Р-140 не давали результата. А, авиация использует УКВ диапазон, там конечно и антенны малогабаритные, которые можно спрятать где угодно.   

Добавить комментарий

Похожие новости