Специально для Московского УКВ портала

 

Многие наверняка слышали странную аббревиатуру: КОСПАС-SARSAT. Это – международная космическая радиосистема УКВ-диапазона. Российский ее сегмент КОСПАС расшифровывается как «КосмическаяСистемаПоискаАварийных Судов» (в том числе воздушных, совершивших аварийную посадку). Американо-Канадско-Французский сегмент – SARSAT - расшифровывается схоже: «Поиск и спасение спутниковой системой слежения».

Но мало кто теперь помнит, что – благодаря своей основной функции определения местоположения терпящих бедствие – КОСПАС-SARSAT в далекие 80-е годы оказывалась, таким образом, первой чисто гражданской системой весьма точного геопозиционирования.

Причем - построенной «задом наперед» относительно ныне популярных (и изначально – военных) GPS и ГЛОНАСС, где точное вычисление позиции на основе данных с нескольких спутников выполняет навигационный приемник в руках. Это потому, что КОСПАС- SARSAT оперировала исключительно аварийными передатчиками (иначе – аварийными радиобуями, или АРБ). Вычисление их координат производилось в центрах приема данных со спутников системы, которые ретранслировали принятый ими сигнал АРБ с сопутствовавшим доплеровским сдвигом частоты. Вот по этому сдвигу частоты, зная в каждый момент времени позицию спутников и их скорость движения, и вычислялись координаты терпящих бедствие с точностью до нескольких километров.

На море – вполне приемлемый результат для визуального определения предмета поиска. Но вот на суше, особенно в лесной или горной местности, если нет возможности подать «долгоиграющий» аварийный дымовой сигнал…

АРБ как таковой был передатчиком-«пикалкой» («пикал» он как некоторым кодом, указывающим на его принадлежность - на частоте около 406 МГц, так и просто немодулированным сигналом - на частоте 121,5 МГц). Частота 121,5 МГц в радиобуе оказалась явно неспроста: она соответствует аварийной частоте авиапоиска. Вероятно, чтобы как можно меньше занимать время дорогостоящих поисковых работ с помощью авиасредств, возникла идея снабдить буй не только «пикалкой», но и полноценной радиостанцией для голосовой связи, работающей непосредственно на аварийной авиачастоте: таким образом терпящий бедствие, услышав близкий звук самолета или вертолета, имел возможность вступить с ними в радиообмен и дать дополнительные ориентиры для точного привода.

До 2009-го года «минимальный» радиобуй мог вообще состоять из одного лишь передатчика немодулированной частоты 121,5 МГц, но позже обработка такого сигнала спутниками была прекращена. А жаль. Огромное количество «диких» туристов, да и всех, кто ездит на востоке и севере страны по безлюдным протяженным автодорогам, лишилось дешевого средства на случай серьезной бедственной ситуации.

Во второй половине 80-х автор статьи как раз работал в НИИ КП (который ныне курирует и производство аварийных радиобуев системы КОСПАС, и развитие системы ГЛОНАСС); был, в частности, разработчиком одного из прототипов простейшей версии «туристического» АРБ. Чип стабилизатора питания, примитивная логическая микросхема для организации пускового мультивибратора с большой скважностью, кварц на 13,5 МГц и 4 транзистора – вот и все затраты. Эта штука (в универсальном плавучем - «поплавковом» - корпусе размером менее полулитровой бутылки воды с минералкой) от четырех круглых элементов питания бытовой 343-й серии в режиме одной секунды передачи на 30…40 секунд молчания «грела» эквивалент антенны более двух суток. Но тут грянули 90-е, и дальше прототипа конкретно в нашем (и не совсем «профильном» для этой тематики) подразделении НИИ – не пошло …

Однако, не смотря на все исторические перипетии недавнего прошлого, российский сегмент системы не только прекрасно функционирует до сих пор, но и пополнился межсистемной функцией передачи АРБ своего точного местоположения посредством его определения по встроенному GPS/ГЛОНАСС-приемнику (параллельно собственному «внутреннему» способу определения позиции, ставшему резервным для случаев ошибки передачи точных координат в коде сообщения).

Кстати, КОСПАС-SARSAT спасает в год в среднем от тысячи до полутора тысяч человек. Преимущественно - на море. Во-первых, потому, что на суше – множество хотя бы относительно обжитых мест, а во-вторых – по причине обязательного комплектования морских плавсредств (вплоть до шлюпок и спасательных надувных плотов) аварийными радиобуями, которые могут быть активированы как вручную, так и включиться автоматически при срабатывании датчика погружения в воду.

 

DIM





Печать Источник