Покоритель Арктики - полярный радист. (ВИДЕО)

0 573
+2

  Победившие Арктику

      Это была давняя русская мечта — пройти из европейской части России до Владивостока за одну короткую летнюю навигацию. Первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». Но ледокол не мог взять много груза. Поэтому следом за «Сибиряковым» в 1933 году решили отправить « Челюскин » — обычное судно, приспособленное к северу. То, что произошло с рейдом этого корабля, когда-то знали наизусть все школьники Советского Союза. Теперь времена изменились, о героях прежних лет прочно позабыли. Но они от этого не перестают оставаться героями. Они просто живут среди нас, как, например, томич Евгений Николаевич  Силов , который принимал самое непосредственное участие в спасении героического экипажа корабля… На фото Силов Евгений Николаевич.

 Время неподдельного энтузиазма

В первые годы советской власти в Томске было популярно радиолюбительство: тогда все хотели иметь свой самодельный приемник. Когда в 1929 году под Юргой состоялись Сибирские военные маневры, которыми руководил сам маршал Ворошилов, томских радиолюбителей пригласили в военкомат и предложили попробовать свои силы в армейской радиосвязи. Отобраны для этого было семь человек. Среди них оказался и Евгений Николаевич (а тогда еще просто Женя) Силов.

- К томичам — радиолюбителям отнеслись уважительно, — рассказывает он нам. – Нас поселили рядом со столовой высшего командного состава, куда разрешили заходить в любое время. Хорошо помню, что к столу там подавали вино. Когда учения успешно завершились, был торжественный митинг, на котором Ворошилов отметил и нашу работу. А в виде премии нам выдали … красноармейскую форму!

Женя Силов вернулся в Томск и продолжил увлекаться радио. Однажды из Москвы получил от одного из знакомых приглашение: «Хочешь в путешествие? Приезжай!». Приехал. В Наркомводе ему объяснили: готовится огромная экспедиция. Цель ее – доставить по морю из Владивостока на Колыму драги, лес, муку… Евгений, конечно же, согласился. Так он впервые соприкоснулся с романтикой морских экспедиций в холодных водах Дальнего Востока и Ледовитого океана.

Но тут случилось неожиданное — в 1933 году, в разгар трудностей экспедиции, с мыса Северного была получена просьба – прислать грамотного специалиста на построенную радиостанцию. Когда Евгений Силов прибыл на нее, на «Челюскине» уже случилась трагедия…

 В ледяном плену

12 июля «Челюскин» торжественно отплыл из Ленинграда. Уже через месяц у него состоялась первая встреча со льдами. Судно было помято, сломан один шпангоут, появилась течь… Затем корпус корабля укрепили, на помощь пришел ледокол «Красин». Но и у него случилась поломка. Руководитель экспедиции академик Отто Шмидт решает продолжать плавание.

4 ноября Челюскин вошел в Берингов пролив. Чистая вода, свободный ото льдов Тихий океан были всего в двух километрах пути. Но вдруг все изменилось…

- Что же произошло в тот день? – спрашиваю я у живого свидетеля трагедии Евгения Силова.

- Когда «Челюскин» дошел до Берингова пролива, команда на радостях устроила сабантуй, — вспоминает былое Евгений Николаевич. — Нет, никто, конечно, не напился — выпили граммов по сто. До цели было рукой подать. Но вдруг ветер резко изменил направление, началось движение льдов в обратную сторону, и корабль потащило обратно, в Северный Ледовитый океан.

Стиснутый льдами «Челюскин» долго носило по волнам. Полярники делали все, чтобы ослабить сжатие, но спасти корабль не смогли. 13 февраля между мысами Северный и Уэлен он был раздавлен льдами и затонул. 104 человека экипажа, в том числе 10 женщин и 2 ребенка, сумели высадиться на льдину и дать сигнал SOS. 

«Челюскин» — правда и мифы

В это время радиста Женю Силова везли на собачьих упряжках на мыс Северный, работать радистом.

- Радиостанция там была фирмы «Маркони», — вспоминает Евгений Николаевич. — Она питалась от бензинового движка, который крутил динамо-машину. Я запустил его, установил длину волны и связался с лагерем Шмидта…

Работать приходилось целыми сутками. Женя Силов установил прямую связь с Хабаровском, Уэленом (на мысе Дежнева), с мысом Челюскин. Передавал телеграммы, которые шли в Москву и в лагерь Шмидта.

- Передатчик был плохонький, на одной лампочке, УБ-108, — вспоминает Евгений Николаевич.- Я сидел за ним непрерывно. Обменивались с челюскинцами информацией о погоде. На Севере это – самое главное. По приемнику они слышали Москву, знали, что на помощь идет ледокол «Красин», летят самолеты.

- Не так давно в СМИ писали, что «Челюскин» сопровождал другой корабль – «Пижма», с заключенными для освоения новых месторождений. Когда «Челюскин» затонул, подконвойные должны были взорвать «Пижму». Но несколько десятков смельчаков достигли Америки. Там они опубликовали мемуары. Это правда? – спрашиваю я Евгения Николаевича.

- Это абсолютное вранье!

И действительно, как эти заключенные смогли бы пройти сотни километров через ледяную пустыню без одежды, пищи, связи, транспорта?!.. Даже те самолеты, которые посылались с «большой земли» на помощь челюскинцам, летели наугад, без средств связи, пробиваясь сквозь сплошную облачность и свирепый ветер.

- Да, — подтверждает Евгений Николаевич, — так и было. Один самолет даже разбился из-за сильного обледенения. Челюскинцы хорошо переносили испытания. Одна из женщин там — в Карском море даже родила девочку, назвали Кариной. К нам на мыс Северный доставили самолетами около 80 человек из лагеря Шмидта. Челюскинцев надо было напоить, накормить, обогреть… Сам Шмидт серьезно заболел, подхватив воспаление легких.

- А вы видели его?

- Да, он был очень болен. Лежал на моей койке с температурой. Запросили Москву – там решили отправить его лечить на Аляску. Через некоторое время он прислал мне оттуда поздравительную телеграмму.

В связи с успешным окончанием эпопеи в СССР тогда была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза. Оно впервые было присвоено летчикам, снявшим челюскинцев со льдины. А среди прочих орденом Красной Звезды наградили и томича радиста Женю Силова. Но на этом его служба на благо Отечества не закончилась – в Великую Отечественную он, как и миллионы других, ушел на фронт. А после – стал одним из основателей Томского телевидения и института радиоэлектроники и электронной техники… 

P.S.

Это только на первый взгляд кажется, что та история канула в Лету. В нынешнем августе на место гибели «Челюскина» организуется уже пятая экспедиция. Возможно, героический корабль удастся поднять. То, что вы сейчас прочитали, ранее нигде в печати опубликовано не было, с чем нас поздравил председатель Совета сибирских федераций радиоспорта Юрий Заруба.

Ну, а Север продолжает будоражить томичей. К полюсу на пвневмовездеходе стремится северчанин Иван Кужеливский. Недавно там же побывал наш бывший земляк Боря Смолин. Вместе с Матвеем Шпаро он достиг «макушки» земного шара пешком, в условиях жестокой полярной ночи. На вопрос, что он вспоминал в трудные минуты, Боря ответил – студенческие годы и… Томск.

 


Источник | Опубликовал: RD3AVG


и поделитесь с друзьями в соц сетях:


Добавить комментарий

Похожие новости