Настройка КСВ автомобильной антенны

1 2527
+1

Настройка КСВ автомобильной антенныНастройка антенны автомобильной радиостанции.

После установки,  антенну необходимо настроить по минимальному значения КСВ в середине участка рабочих частот или если предполагается работать только на одной частоте, по минимальному значению КСВ на этой частоте.  

КСВ это коэффициент стоячей волны -  мера согласования антенно-фидерного тракта. Он показывает процент потерь мощности в антенне. Потери мощности при различных значениях КСВ приведены в таблице 

КСВ 1 1,3 1,5 1,7 2 3 4 10
% потерь 0 2 3 6 11 25 38

70

Настройка антенны возможна  двумя способами:

1. Это изменение длины штыря - наиболее простой и быстрый способ, а для не разборных антенн единственный

2. Изменением длины согласующей катушки.

Для настройки антенны необходим специальный прибор - КСВ-метр, например VEGA SX-20 или Vega SX-600

Чтобы понять как пользоваться каждым конкретным прибором, необходимо изучить его инструкцию, но как правило это делается так. 

Прибор включить между антенной и станцией, как показано на рисунке.

Не забывайте что пpибоp должен допускать работу при вашей выходной мощности!!! 

То есть если прибор рассчитан на максимальную мощность 10Вт, то и на вход ему надо подать максимум 10Вт, а если подать 100Вт, то результат будет вполне очевиден в виде дыма и не очень приятного запаха.

Сразу уточним, что манипуляции с прибором во время замера КСВ зависят от конкретной модели КСВ-метра.

Например, в модели VEGA SX-20 достаточно просто подключить КСВ-метр к антенне и радиостанции и снять показания нажав на передачу, а в модели Vega SX-600 выделен отдельно режим калибровки прибора и режим замера КСВ (SWR). Тут важно помнить, что калибровка прибора осуществляется каждый раз, когда мы меняем параметры антенны. А затем уже снимается КСВ.

Итак, переключатель ставим в положение FWD (замер падающей волны). Устанавливаем стрелку-указатель на конец шкалы. Таким образом происходит калибровка показаний прибора. Важный момент в том что калибровать прибор нужно  каждый раз при изменении параметров антенны и рабочей частоты. Далее, переключив прибор при отключенной передаче  в положение REF (замер отраженной волны), включить передачу и считать значение КСВ по шкале прибора. 

Пример настройки антенны на среднюю частоту сетки  ( 27,205 МГц) изменением длины штыря. Сначала нужно измерить значение КСВ на 1 канале сетки С. Затем на последнем (40) канале сетки С. Если значение КСВ больше 3 в обоих случаях это говорит что либо антенна установлена неправильна, либо не рассчитана на такую мощность или имеет дефекты.   

Встаем на 20 канал сетки С, измеряем КСВ и запоминаем его значение.  Откручиваем винты, фиксирующие штырь,  двигаем его на 7-10 мм в нужную сторону, затягиваем винты, проверяем КСВ снова. Если штырь вставлен до предела, а КСВ все еще высокий, то придется укорачивать штырь физически. Если штырь выдвинут максимально, то придется увеличивать длину согласующей катушки. Устанавливаем штырь по середине крепления. Откусываем 5-7 мм, измеряем КСВ, снова откусываем. При этом следим чтобы значение КСВ уменьшалось. Как только оно достигнет минимума и начнет увеличиваться тогда регулируем  длину штыря только изменением положения в антенне. Так мы найдем минимальный КСВ.

Антенну надо настраивать только по месту ее  установки. Если мы перенесем  антенну на другое место, ее снова необходимо будет настраивать. 

Вот и все, по ниже приведенным данным вы сможете определить что с вашей антенной и был ли толк в настройке КСВ.

Таблица . Значение КСВ и результат

Значение КСВ Вывод
1,1-1,3 Отлично
1,3-1,5 Хорошо
1,6 - 2 Потери в ВЧ разъемах, плохая пайка. Для антенны говорит о том что у нее плохой уровень согласования и требуется настройка.
2,1 - 5 Антенна неисправна или неправильно установлена.
Более 5 Обрыв центральной жилы в кабеле или антенне



Источник | Опубликовал: RD3AVG


и поделитесь с друзьями в соц сетях:


Комментарии (1)

  1. DIM
    Репутация: (6|6|0)

    Один важный нюанс при настройке автоантенн на магнитном основании. Такие антенны представляют собой резонансную систему, включая кабель. Отчасти от того, что магнитное основание вкупе с крышей автомобиля есть противовес с реактивной (емкостной) составляющей. Поэтому (смотрим на схему) если мы отстроили КСВ (с указанным измерительным кабелем, вносящем свой вклад в резонансные свойства всей антенной системы), а потом после настройки изъяли и КСВ-метр, и измерительный кабель - будьте уверены, что резонанс уйдет на десяток или более каналов, а вы об этом даже не узнаете. Для "длинных" (1,5...2м) и достаточно широкополосных антенн это не смертельно, но "коротыши" (0,7...1м) с резонансным интервалом по КСВ=1,5 порядка 150...200 кГц по описанным причинам начинают работать из рук вон плохо (вовсе не потому, что в них - непропаи, или они некачественно собраны).
    Поэтому - настоятельная рекомендация: настроили "магнитную" антенну - оставьте в цепи и КСВ-метр, и измерительный кабель. Жалко "трясти" по дорогам дорогую "Вегу"? Приобретите дешевого "малыша" типа SWR-430 или множества подобных. Если повезет с качеством сборки - проживет "в пути" не один год. И не гонитесь за КСВ, равном единице, если это плохо получается. Разницу в дальности радиоканала и по передаче, и по приему при КСВ до 2 вы не ощутите, а передатчик - не перегрузите: уж поверьте на слово.


    --------------------

Добавить комментарий

Похожие новости