13 февраля – День Радио

0 636
-1

 

13 февраля – День Радио

Сегодня весь мир отмечает День радио. Это совсем молодой праздник — впервые его отпраздновали только в 2012 году. Дата проведения выбрана не случайно — именно 13 февраля 1946 года впервые вышло в эфир "Радио ООН", станция которого располагалась в штаб-квартире Организации объединенных наций. Чтобы узнать, чем живет современное украинское радио, мы побывали на двух кардинально разных радиостанциях: "Эре", славящейся своими информационными программами, и "Шансоне", эфир которого на 80% состоит из музыки. 

До появления телевидения радио было самым популярным источником информации. Сейчас оно чаще служит трамплином для молодых журналистов, грезящих о карьере на ТВ — многие успешные телеведущие начинали свой путь именно на радио. Количество радиоведущих за последние годы сильно возросло, так что начинающие радийщики вынуждены искать подработки на стороне. К примеру, молодой журналист Георгий Высоцкий читает новости на радио "Эра" и подрабатывает инструктором по фитнесу.

Чтобы стать ведущим, важны хорошо поставленная речь и отличная дикция. Есть всевозможные курсы "радийного мастерства", но без постоянной практики они вряд ли пригодятся, нужно систематически упражняться. "К примеру, на курсах радиоведущих нам рассказывали, что неприятный, писклявый голос можно понизить, стоя каждый день на голове и говоря скороговорки", — вспоминает Георгий.

Новости: глас Левитана и маньяки

Радио "Эра" разместилось в двухэтажном здании бывшего детсада в спальном районе Киева. Отсюда последние 12 лет десятки журналистов вещают свежие новости на всю страну. У волны уникальный для Украины информационно-разговорный формат — здесь практически нет музыки и развлекательных программ. "Долго болтовню не послушаешь, поэтому наша аудитория меняется каждые 15 минут, — говорит главный редактор Виталий Дикий. — Этот формат еще очень затратный. Мы создаем свои новости, которые выходят в эфир каждые полчаса без повторов. К тому же наши репортеры могут с любого конца света сделать прямое включение и рассказать о происходящем".

ГОЛОС НОВОСТЕЙ. "На радио я пришел с произношением Левитана, которым грешили многие советские дикторы, — рассказывает ведущий новостей, 29-летний киевлянин Георгий Высоцкий. — Мне поставили условие: если не буду говорить естественно, то на радио мне делать нечего. Было тяжело, но переучился. Читая новости по десять раз в день, мандраж проходит быстро". Важная роль в мире радио отводится звукорежиссерам. Богдана Дзобак следит, чтобы со звуком все было в порядке. Но техника иногда подводит. "Когда на электростанции была поломка, ведущим пришлось читать новости под свет мобильных телефонов, — рассказывает звукорежиссер. — Бывает, в последний момент эфир переносят или герой опаздывает, тогда музыка играет дольше, чем нужно".

ГОСТИ. Каждый день на радио "Эра" приглашают больше десятка гостей. Среди них могут быть как политики, так и учителя физкультуры. Зависит от того, какую тему решили обсудить журналисты. Хитрые радийщики любят заманивать к себе в студию представителей власти и их оппонентов, чтобы устроить "разбор полетов". До драк дело не доходит, но выяснение отношений после эфира — привычное дело. "Чиновники — публика непростая, — говорит Владимир Лукин. — Перед эфиром они могут обниматься, но стоит включить микрофон, как превращаются в злейших врагов. Ну разные у них политические ориентации, вот и придерживаются имиджа. Есть политики, которые терпеть не могут друг друга — некоторые не выдерживают напряжения и уходят прямо посреди программы. Бывает, что отказываются от интервью за несколько часов до эфира, даже грубят: "К вам ездят только те, кто рожей не вышел", но мы сразу понимаем  — "зазвездился". 

СЛУШАТЕЛИ. Каждый слушатель "Эры" может по телефону задать свои наболевшие вопросы гостям, приглашенным в студию. Прежде чем выпустить слушателя в эфир, с ним предварительно общаются (это называется подслушкой). "На подслушке люди часто ругаются, жалуются, что приходится долго ждать на линии, — возмущается звукорежиссер Богдана. — Они на мне весь негатив сбрасывают, а в эфире уже культурненько задают свои вопросы. Буквально сегодня пришлось успокаивать неадекватную женщину, которая собиралась сказать пару ласковых нашему гостю-чиновнику". 

"Есть такие активисты, которые умудряются дозваниваются к нам почти каждый день, а это не так просто, — продолжает ведущий общественно-политических программ Владимир Лукин. — Хотя среди них встречаются и толковые специалисты. Например, наш постоянный слушатель пан Мыхайло даже дает развернутые комментарии по экономике. Таких людей приятно слушать. Самая опасная категория — "маньяки". Когда их не пускают в эфир, они начинают угрожать и даже блокируют телефон, после чего никто не может нам дозвониться".

СПОРТ. Руководитель спортивной редакции Михаил Герасименко работает в "Эре" с первого дня основания и объездил полмира. "На что только не идешь, чтобы сразу после того или иного соревнования успеть сделать включение и пообщаться в эфире с олимпийским чемпионом, — вспоминает радийщик. — Когда в 2008 году Наталья Добрынская на Олимпийских играх в Пекине завоевала первое место по многоборью, мне пришлось надеть накидку Associated Press, благодаря которой я смог прорваться на беговую дорожку. Мы шли с победительницей и общались в прямом эфире, отбиваясь от стюартов. Так "Эра" первой взяла интервью у Добрынской".

"Раньше на радио больше пили"

Сергей Коротаевский — настоящий ветеран радио, работает в этой сфере почти 40 лет. Начинал еще во времена Брежнева, когда ошибка в слове могла стоить журналисту жизни. "Единственное, что ушло безвозвратно, так это поколение дикторов как таковых, — рассказывает Сергей. — А формы, контент особо не поменялись. Раньше радийщиков можно было посчитать по пальцам, и это были в основном мужчины. Сейчас же радио заполонили женщины. Потому и пьяных на радио стало меньше. Зато курят много". На радио "Эра" Сергей работает практически с первого дня. Сейчас у него 22 подчиненных, и в прямой эфир он выходит, только если нужно кого-то подменить. Но раньше его голос хорошо знали слушатели. "Я помню самый позорный день в моей жизни. Я тогда работал на радиостанции "Проминь", оно считалось самым популярным в Украине. Для интервью к нам приехала группа бардов. Как мне казалось, все шло хорошо, мы общались, я задавал вопросы. И тут один из гостей обращается ко мне со словами: "Вы, конечно, извините, но все, что вы спрашиваете, — неинтересно". И последующие 40 минут говорил только он, а я тем временем краснел от стыда под столом. С тех пор я научился готовиться к эфирам".

Журналист убежден, что радиовещание в Украине развито слабо. "Информационных станций должно быть много и в каждом регионе. А их — раз, два и обчелся. Потому конкуренция очень искаженная. Сравнивать информационные радиостанции с музыкальными — это как запрячь коня и трепетную лань в одну повозку. Это неправильно, — считает Коротаевский. — Впервые образ радиовещания появился в одном из последних незаконченных романов Жюля Верна "Приключения экспедиции Барсака". Автор еще 100 лет назад рассказал об эффекте передачи сигналов. Долгое время радио считалось самым мощным средством коммуникации. И появление интернета не мешает ему жить — каждый занимает свою нишу".

Музыка: "шансон — уже не блатные песни"

Вся радиостанция "Шансон" вместилась в одну маленькую, но очень уютную студию. Впечатляющая коллекция дисков мировых шансонье украшает целую стену. Здесь и оставшиеся в наследство от 1990-х CD, когда на радио использовались только диски, и подарки от именитых артистов, и просто альбомы любимых исполнителей сотрудников радиостанции. 

Нас встретил один из старожилов "Шансона", Леонид Потемкин, у которого как раз был эфир. В перерывах между музыкой, тщательно подобранной программным директором, он без заготовленного текста, легко и задорно общался со слушателями. "Я не смог приучить себя писать подводки (заготовки), хотя это очень полезно, — говорит ведущий. — Тем более слушатели ошибки подмечают сразу и обязательно тебе об этом напомнят. У нас есть смс-портал, куда каждый может написать. Так вот, однажды я перепутал буквы в фамилии Таисии Повалий и сказал: "Таисию повалил сладкий грех". Ох, слушатели потом долго напоминали мне об этом".

"Люди любят, когда с ними просто общаются, — подхватила Влада Миронова, женский голос "Шансона". — Если артист опаздывает, лучше прямо об этом сказать в эфире. Если ляп какой-то, можно отшутиться либо идти дальше, как ни в чем не бывало. Однажды в эфире на меня напала жуткая икотка. Что я только не делала: задерживала дыхание, ставила примочки, пила воду — ничего не помогало. Слушатели, естественно, икотку заметили. Тут же принялись писать на портал разные советы, как от нее избавиться. Я решила на этом поиграть. Говорю: "Вот перепробовала все способы — не помогает". Меня стали подбадривать, писать: "Держись. Все нормально. С кем не бывает". В итоге получилось живое общение".

 


Источник | Опубликовал: RD3AVG


и поделитесь с друзьями в соц сетях:


Добавить комментарий

Похожие новости